«451 градусов по Фаренгейту»: фантастика или реальность?
Когда мне было шестнадцать, прониклась я большим интересом к жанру антиутопии и как-то разом перечитала самые знаковые книги, среди которых оказалась и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Позже, именно по этой книге я писала сочинение на вступительных экзаменах в университет.
Роман, увидевший свет 65 лет назад, и сегодня звучит актуально. Как фантаст Брэдбери в каких-то моментах как в воду глядел. И не то, чтобы я сгущаю краски, но задуматься о наших перспективах никогда не лишне.
Перед нами мир недалекого будущего, в котором люди больше не читают книги, они под запретом. Пожарные в этом будущем больше не тушат пожары (необходимость в этом отпала, все дома из невозгораемых материалов), но сжигают литературу и книги. Отсюда и название: 451 °F – это температура воспламенения бумаги. Государство постоянного готовит людей к войне. А их досуг свелся к просмотру интерактивных телевизионных стен с бесконечными мыльными операми и ток-шоу «про это» и к обсуждению друг с другом увиденного.
Спектакль «451 градусов по Фаренгейту» был поставлен режиссером Адольфом Шапиро и идет на сцене Et Cetera уже 11 лет, что, согласитесь, случается далеко не с каждой постановкой. И, кстати, в Москве она сейчас единственная по книгам Брэдбери.
Главного героя — пожарного Гая Монтэга — играет эстонский актер и режиссер Эльмо Нюганен.
Начальника Монтэга, брандмейстера Битти играет Игорь Яцко.
Им удалось создать яркие, контрастные образы. Фактически на их антагонизме и выстроен весь нерв спектакля. В их противостоянии есть всё: искушение и страх, знание и неведение, исступление и отчаяние.
На протяжении спектакля Монтэг проходит путь от человека, который, не задумываясь, выполняет свою работу — выезжает по вызовам и сжигает книги, — до человека, который осознает гибельность строя, где думать и чувствовать — это преступление, и начинает активно ему противостоять.
Этот путь начинается со случайной встречи с молодой девушкой Клариссой. Она свободная, наблюдательная, говорит о чувствах и читает стихи. Монтэг, сам того не осознавая до конца, «заражается» ее живостью.
Сомнения усугубляет случай на вызове с пожилой женщиной. Ее жертвенность не может оставить нашего героя равнодушным.
Успокоения не находит он и дома. Жена, поглощенная своим бессмысленным ничегонеделанием, способна действовать только на уровне базовых рефлексов. Она — порождение этого общества и полное его отражение.
Ответов Монтэг ищет у пожилого профессора Фабера. Тот еще застал времена, когда только был принят закон о запрете чтения. Но тогда не смог, побоялся выступить против него. Сейчас он соглашается помочь Монтэгу.
«Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников», — объясняет он происходящее.
И в этой точке у нашего героя больше нет пути к отступлению, лихая череда событий (каких именно — спойлерить не стану, почитайте или посмотрите) приводит его к новой жизни. Мы не знаем, будет ли она простой, но точно не будет бессмысленной.
В тот день, когда мы ходили на «451 градус по Фаренгейту», в зале было много школьников. После спектакля я краем уха услышала, как одна девочка сказала другой: «Мне очень понравилось!». Это ли не самый похвальный отзыв)
Если вы в Москве, то сходите на спектакль (ближайший состоится 20 декабря). Если в других городах, то на сайте Et Cetera можно посмотреть видеозапись.
За возможность посетить спектакль большое спасибо сообществу moskva_lublu