Cпектакль «Онегин» или играем в постмодерн

Спектакль «Онегин» — не классическая постановка, но современный театр, жанр которого можно определить, как постмодерн. Здесь органично переплелись разные формы — читка произведений (к Пушкину добавились отрывки из Набокова, Саши Соколова, Михаила Болдумана), видеоряд, живая музыка, немного танцев, оперы и рэпа.
Для большинства из нас этот пушкинский роман в стихах связан с воспоминаниями из школьной программы. Помните, все девочки учили наизусть письмо Татьяны к Онегину, а мальчики, соответственно, письмо Онегина к Татьяне? Надо сказать, это интересный опыт — слышать хорошо знакомый текст, спустя годы. Кажется, всё забылось и выветрилось из головы, но нет... Память, оказывается, всё бережно хранит и подсказывает)

Итак, классику для нас разыгрывают 4 актера.

Онегин в исполнении Даниила Страхова — имхо, идеальное попадание в образ. Светский денди — красивый, отстраненный заложник своей скуки и неумения найти себе достойное применение. Герой своего времени, который вовсе не герой.

Молодой поэт Ленский в исполнении Сергея Шнырева – герой лирический, без черных кудрей до плеч, но убедительно восторженный и наивный. Несчастная жертва судьбы в лице Онегина.

Главная героиня — Татьяна (Ирина Пегова) — интересна в развитии. Из скромной и трепетной девушки она вырастает в уверенную в себе, уважаемую светскую даму и верную жену. Счастливую ли?

Пушкин Сергея Чонишвили, как и положено автору, находится немного над схваткой. Местами он насмешлив, циничен, местами позволяет себе хулиганистые ремарки, танцы и речитатив под музыку. Его цель – доступно донести до нас — современных зрителей — понимание той эпохи, когда слово «честь» имело несколько иной вес в обществе. И ценой сохранения этой самой чести могла стать чья-то смерть на дуэли или чье-то несчастливое замужество. А еще он почти сразу предлагает нам вопрос на засыпку, — а как бы всё сложилось, будь Онегин и Татьяна вместе?

Видеоряд хорошо помогает двигать сюжет. Фантасмагоричные зарисовки на экране и музыка Алексея Айги, по сути, еще одни действующие герои спектакля. Музыку хочу отметить особо, потому что Айги-композитору удалось, где нужно, добавить нежности и лиричности, где-то усилить тревожность, а где-то привнести динамику. Все композиции запоминающиеся, хоть в альбом собирай)

Берясь за хрестоматийную классику с желанием придать ей новое звучание, авторы и режиссеры всегда немного рискуют увлечься формой в ущерб исходному смыслу. Думаю, Наталье Семёновой — режиссеру «Онегина» — удалось избежать этой ошибки. Получилось современное живое высказывание, не перегруженное «цитатами», которое смотрится и слушается на одном дыхании.
Для информации:
Сайт музыкально-драматического проекта «Онегин»
Группа во ВКонтакте
Ближайший спектакль состоится 22 апреля в ММДМ.
За возможность посетить спектакль благодарю сообщество moskva_lublu и лично
pamsik