Category:

«Сны Босха» в театре Мюзикла

В 2016 году мир отмечал 500-летие со дня смерти великого живописца эпохи  Возрождения Иеронима Босха (точная дата его рождения неизвестна, предположительно, около 1450 года). Помню, у нас к круглой дате была приурочена выставка «Босх. Ожившие видения» — не живые картины, но мультимедийные проекции в музыкальном оформлении. А в Канаде театр-цирк «7 пальцев» тогда представил полуторачасовую постановку «Сны Босха» (Bosch Dreams), которая доехала до России теперь. На одном из показов в театре Мюзикла удалось побывать и мне. 

Что интересно, спустя 5 веков после смерти Босха интерес к его творчеству, похоже, только набирает обороты, о чем красноречиво свидетельствовало отсутствие свободных мест на московских показах. 

Жанр «Снов Босха», пожалуй, можно определить как современное цирковое представление, которое помимо привычных цирковых номеров (хореография, акробатика) любит и использует сюжет, анимацию и графику.

В центре всего действа находится одна из самых известных картин мастера —  триптих «Сад земных наслаждений». На то, чтобы рассмотреть его хорошенько, может уйти не один час, а то и день. Совы, существа с мордами рыб, крыс, голые люди в самых немыслимых позах. «Вселенная» Босха будет покруче Вселенной Марвел) 

"Сад земных наслажений" (1500-1510 гг.), Иероним Босх
"Сад земных наслажений" (1500-1510 гг.), Иероним Босх

Но нам  — зрителям шоу — не нужно быть искусствоведами. Нашим проводником по наследию Босха выступает Профессор, посвятивший себя изучению жизни и произведений великого мастера. Вместе с нами — аудиторией его лекции — он пытается проникнуть в саму суть его загадочных и завораживающих творений. 

Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/
Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/

Обращаясь к левой створке (Раю) «Сада земных наслаждений», он предлагает нам посмотреть на странный лик с голубым глазом у озера и потом на одну из картин Сальвадора Дали.

"Великий мастурбатор" (1929 г.), Сальвадор Дали
"Великий мастурбатор" (1929 г.), Сальвадор Дали
А если повернуть картину Дали на 90 градусов?
А если повернуть картину Дали на 90 градусов?

Согласитесь, можно заметить, что испанский художник-сюрреалист вдохновлялся Босхом, да что там, — не стеснялся прямых цитат.

Неисчерпаемым источником вдохновения Босх стал и для массовой культуры. Так, песня «Корабль дураков» (Ship of Fools) вокалиста группы The Door Джима Моррисона есть прямая отсылка к одноименной картине Босха. А всё потому что юный Джим в свое время изучал его творчество в университете.

Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/
Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/

На сцене тут же перед нами на большом ключе спускается акробат, как две капли воды похожий на Моррисона, и под музыку The Doors начинает исполнять трюки.

Еще одним действующим лицом спектакля становится девочка — дочь Профессора. Пока ее отец пропадает в командировках, она, кажется, тоже нащупала связь с персонажами Босха. 

Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/
Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/

Раскрывать всех подробностей не буду, особо отмечу два номера, которые, как мне показалось, вызвали у зала живую эмоцию.

Первый мы увидели почти в начале шоу. Девушка в телесном трико и с обнаженным верхом демонстрирует чудеса пластики и владения своим телом, даже скажу больше, ногами наравне с руками. Гипнотизирующее и очень нежное зрелище получилось, завершившееся небольшим спецэффектом.

Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/
Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/

И второй номер шел под конец уже. В нем мы сталкиваемся с Адом Босха (правая створка «Сада») — люди пытаются спастись в полыхающем от пожара городе, который рушится прямо на наших глазах. Хаос, безумие и страх охватывают всё вокруг. Сцена динамична, наполнена драматизмом и аллюзиями на несовершенство современного мира, где войны и жестокость никуда не исчезли.  

Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/
Источник фото: сайт http://sunijoensen.com/

Конечно, в цирковом представлении сложно показать всю сложность и многогранность Босха как художника, да такой задачи и не стоит. Через красивый визуальный ряд, через музыку, через игру воображения «Сны Босха» ненадолго (на 1,5 часа) протягивают  руку своего зрителя к большой истории человеческого самовыражения. А исследовать ли ее дальше вглубь — это уже личное дело каждого.    

За возможность посетить показ благодарю сообщество moskva_lublu и лично pamsik 

Для информации:

Группы театра  Мюзикла в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded